понедельник, 10 августа 2015 г.

Таки я имею вам шо сказать:)

Шатаясь по миру, занесло меня в Израиль. Таки полюбила  я эту страну, с первых минут пребывания всем своим жидовским сердцем. Тель-Авив воплотил в себе все города, мною виденные, его улицы, запах , атмосфера - все было родным. В этом городе я хочу бросить якорь – мелькнула у меня мысль – когда совсем старенькая стану. Я много могу описывать Тель-Авив, но сейчас речь пойдет об Иерусалиме. Поездка у меня была ограничена по времени, носило меня из одного конца страны в другой, и на Иерусалим я выделила один день – пятница! Кто не  знает – в пятницу вечером начинается шаббат, т.е. всё и все  перестают работать. Мое место дислокации -  миленький городок Ришон Лецион под Тель-Авивом. Друг, у которого я остановилась, рано утром давал мне четкие инструкции перед выездом:
- Запомни! Ты должна успеть вернуться на автобусную станцию до 16:45! В это время отходит последний автобус – опоздаешь, пойдешь пешком! Автобусная стация на иврите называется Тахана Мерказит! Надеюсь, не заблудишься!
- Да, да таханат маркази….шьёрт побьяри…шьёрт побьяри Михаил Светлов – дурачилась я с автоматом, который выпросила у друга для селфи. – Я Рембо! – закинула автомат на плечо и придала своей физиономии свирепое выражение.
- Угу, дурембо! Поехали, отвезу тебя к автобусу. Вот ты лягушка-путешественница! Какой нормальный мужик тебя выдержит?
- А нормальные на меня и не смотрят! –  я веселилась, и аж ножкой притопывала от нетерпения попасть в старый город Иерусалима к Стене Плача.
Время в автобусе пролетело незаметно. Высадили нас - пассажиров на каком-то пятачке за зданием автовокзала. Я огляделась, и как обычно пошла куда глаза глядят. Для начала надо найти обменник, потом поесть и найти дорогу к старому городу. Проходя мимо административного здания, я решила обратиться к охраннику за помощью. Долго выстраивала объяснения на английском, охранник терпеливо слушал…минут 5, а потом сказал:
-таки шо ви  мучаетесь, милочка? Я имею вам слава Богу сказать, шо покушать ви можете за углом  очень прилично. Таки там же у Бени и поменяете свои мильёны. А за старый город я вам вот шо скажу, прямо по улице идти минут 20 и будет вам тот несчастный город.
Поблагодарив охранника я помчалась к Бене - есть. Получив тарелку восхитительного фалафеля с горой салата и стакан гранатного фреша, я уселась за столик на улице и с кайфом наблюдала за городом. Пока ела, умудрилась познакомиться с историком-итальянцем. Он-то и вызвался проводить до старого города. Мы шли красивыми улицами Иерусалима, он много рассказывал, а я кивала и улыбалась. По его выражению лица было видно, КАК он доволен слушателем, что я не стала его расстраивать тем, что я ни капли не понимаю. Увидев стены старого города, я попрощалась с историком и понеслась к воротам. Предварительно скачав на айпад карту старого города, я не учла нюанс – на моей карте были нанесены исторические объекты и названия ворот, а вот внутренние переулки и улочки отсутствовали. Не понимая, чем мне это грозит, я пролетела мимо киоска с картами – презрительно хмыкнув, и возблагодарив научно-технический прогресс, начала поиск стены плача. Направо-налево-направо-налево-налево-направо…я очутилась в армянском квартале. На ступеньках лавчонки сидит молодой парень и смотрит на мой озадаченный вид. Естественно, я обратилась к нему за помощью.
- ты сейчас вот здесь – показывает на моей кривой карте парень – тебе нужно вот сюда, поняла?
Я кивнула и понеслась по указанному направлению. Направо-налево-напрво и.т.д…..я в католическом квартале и понимаю, что явно опять заблудилась. Опять право/лево/лево/право…упс…тот же парень и тот же армянский квартал.
- я не туда свернула, заблудилась. Давай еще раз – попросила я извиняясь. Он терпеливо объяснил, и я отправилась по указанному курсу. И по новой – лево/право….попала в арабские ряды. А оттуда с пустыми руками не уйдешь! Купишь то, что тебе и в принципе не нужно. С трудом вырвалась из цепких рук торговцев и вылетела в очередные ворота. Стою, перевожу дух, в руках уже два пакета –«не пойми чего». Сверяюсь со своей картой и понимаю, я в другом конце. Обхожу стену старого города с внешней стороны, по моим подсчетам, захожу в нужную часть, и…снова здравствуйте! Армянский квартал! На ступеньках уже сидят все обитатели лавки. Начинаем истерически хохотать. Рисуют дорогу на клочке бумаги, хором дают объяснения, благословляют и в путь. Пошла…..лево/право/право/лево….вышла из города в какие-то ворота. Сижу на бордюрчике и смеюсь сама над собой. Я уже узнала улочку, которая ведет к воротам в армянский квартал….. и о, чудо! Русская речь!
- а вы, случайно, не к стене плача? – с надеждой спросила я.
- да, а вы заблудились? – я кивнула – Пойдемте снами, мы туда.
И мы пошли… в армянский квартал…. Встречали меня всем кварталом, как родную! После громких приветствий и теплых объятий, я объяснила, что теперь точно не потеряюсь, так как нашла соотечественников, и они меня проводят. У соотечественников округлились глаза,  пришлось мне коротко пояснить: «я здесь не первый раз».
Стена плача разделена на две части – одна мужская, одна женская. Замотала голову и пошла на свою часть. Заботливые смотрители выставили пластиковые стулья, приготовили бумагу, что бы приходящие могли спокойно сесть и написать записочки с просьбами, а потом эти записочки засунуть между кирпичиков, и прислониться к остаткам Второго Храма и помолится. Я тоже взяла бумагу…..листов пять формата А4. С выражением своих мыслей на бумаге у меня, как вы могли заметить, проблем не возникает. Само название Стены и атмосфера места мгновенно спровоцировали слезы. Все плачут и я за компанию, сижу – пишу: «Здравствуй Бог!….», капаю на строки соленой водой. Долго сижу – много пишу…..исписала все пять листов, проверяю - вроде за всех попросила, никого не забыла, а нет – про себя не написала. Места, дописывать, не хватает. Ну, значит, вслух, в стену нашепчу! Складываю исписанные листы, получилась, вполне приличная, мини-книжица. Подхожу к стене и понимаю, и куда мне сей талмуд засунуть, в стене нет такого размера щелей. Шепчу в стену:
- слушай, Творец, помоги куда-нибудь засунуть. У меня тут много, увлеклась чуток. – медленно начинаю обследовать стену, плачущие и молящиеся деликатно подвигаются. Нащупываю выемку между кирпичами, прикидываю – если углом засунуть, 1/3 только поместится, будет торчать из стены – страничками хлопать. Максимально скрутила в трубочку и засунула….торчит. А шо делать?- мысленно я развела руками. Рядом со мной пожилая женщина недовольно вздернула бровь при взгляде на меня. Да – не произнеся ни звука, ей отвечаю – у меня много!  Еще какое-то время я пообщалась с Творцом и вдоволь наплакавшись, помчалась искать «Таханат Маркази».
Время поджимает, нарисовался провожатый – израильтянин Даниэль. Обещал провести очень красивой дорогой – повел. Время 16.20 – начинаю нервничать. Отвязалась от Даниэля, бегу по улице, которая пустеет с каждой минутой все больше и больше. На встречу идут два ортодоксальных еврея – шляпы-пейсы-пальто, все - как положено.( Когда я первый раз  увидела ортодоксов, меня заинтересовал шнурочек, болтающийся из-под пальто и я спросила у друга, что это и для чего нужно? На что он - махровый еврей, мне ответил: " это заземление.... знаешь, у грузовиков сзади цепь по асфальту волочится.....") обращаюсь к ним:

- уважаемые господа! Если шаббат еще не начался, покажите дорогу к Таханат Маркази, пожалуйста! – ортодоксы захохотали и повторяя «Тахана мерказит» отвели меня на автовокзал. В последнюю минуту я заскочила в автобус и с чувством выполненного долга возвращалась в Тель-Авив.  Как здорово, что у меня была такая кривая карта! Не планируя, я прошлась по ВСЕМУ старому городу!




8 комментариев:

  1. Ты моя лягушка путегественница! А просьбы то сбылись?))))

    ОтветитьУдалить
  2. :) у всех все хорошо! - значит сбылись:)

    ОтветитьУдалить
  3. А я в октябре собираюсь.,, воот ,надо бы азы знать, как ,правильно , по обычаю страны вести себя, когда в какое время и сколько купаться в море!?
    Добавила ваш аккаунт на ленту сообщества. Спасибо за внимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. подходя к стене плача, необходимо прикрыть голову и плечи:) на счет моря ограничений не знаю:) а вести себя с открытым сердцем и улыбкой, тогда никакие обычаи не понадобятся:)

      Удалить
    2. Прочитала рассказ более внимательно.:) .поняла , буду одна - пропаду..и открытое сердце не поможет.. Спасибо было , для меня полезно.

      Удалить
    3. не пропадете:) там никто не пропадает:) спасибо за комментарий:)

      Удалить
  4. Шалом, Мудрец! Скучаю по Израилю и тебе! Душа у меня непонятного сословия, но видимо в прошлой жизни тоже слегка жидовская, ностальгия страшная, даже по запаху Бен Гуриона.

    ОтветитьУдалить